Несмотря на огромное количество исследований по проблеме творчества, в частности изучение стадий творческого процесса, поиск «идеальной творческой рутины», рассмотрение отношений между творчеством и психическими заболеваниями, очень немногие работы сфокусированы на нескольких важных факторах, которые касаются каждого из нас: пола и гендерного сознания.
Во всех культурах мужчины воспитываются в духе культивирования маскулинности и игнорирования тех черт их темперамента, которые традиционно считаются женскими, в то время как девочек воспитывают противоположным образом. Творческие личности в некоторой степени избегают этих жёстких гендерных ролевых стереотипов. Когда молодым людям предлагаются тесты, измеряющие феминность/маскулинность, почти всегда оказывается, что творческие и талантливые девушки более жёсткие и доминируют больше, чем остальные девочки, в то время как творческие мальчики более чувствительны и менее агрессивны, чем их сверстники.
В книге «Креативность. Поток и психология открытий и изобретений», одной из самых важных и глубоких книг по творчеству, когда-либо написанных, известный психолог-новатор Михай Чиксентмихайи рассматривает любопытный и недооценённый аспект творческого мышления — предрасположенность к психологической андрогинии:
Грубо говоря, психолог говорит о той гибкости, которую даёт людям психологическая андрогиния. Преодоление социальных и полоролевых стереотипов ведёт человека к свободе, познанию своего истинного “Я”, возможности осмыслить многообразие этого удивительного мира и выразить свои мысли и впечатления в творчестве. Помните державинское “Я царь, я раб, я червь, я бог! “? В некоторой степени это о том же, только в более широком контексте.