Роль труда в развитии психических процессов у человека, обсуждение

Опубликовано: 11.3.2019
роль труда в развитии психических процессов у человека

Способность к сознательным действиям развилась и усовершенствовалась у людей в процессе их общественно-трудовой деятельности. Животные не трудятся; возникающие у них в определенных ситуациях несложные интеллектуальные операции не используются ими для труда. Животные только приспосабливаются к природе, человек же сам изменяет природу и приспосабливает ее для своих нужд, а это невозможно вне труда. В связи с этим для человека наиболее характерна трудовая деятельность.

Сознание человека есть отражение окружающего мира, но не пассивное — в форме простого созерцания, а такое, которое развивается и осуществляется в процессе труда, т. е. активного воздействия человека на окружающую среду. Сознание играет активную роль в воздействии человека на окружающий материальный мир. В процессе труда человек осуществляет свои сознательные цели, целенаправленную волю, благодаря чему в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника (К. Маркс).

Но, воздействуя в процессе труда на природу, развивался и сам человек. Труд «...первоеосновное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека».

В процессе труда развились мозг человека и его руки, превратившиеся из органов захватывания предметов, лазания и передвижения, каковыми являются передние конечности у обезьян, в органы трудовых операций, приспособленные для очень тонкого манипулирования с различными предметами. Рука, по словам Энгельса, «...является не только органом труда, она также и продукт его». Изменилось не делалось более совершенным анатомическое строение руки, ее движения стали более многообразными, чем у обезьян. Рука стала не только органом движения, но и органом осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов. Это, в свою очередь, отразилось на развитии мозга. Значительное развитие получила сенсомоторная область двигательного участка коры.

Эта обусловленность трудовой деятельностью характерна для всех психических процессов человека. Примером может служить процесс внимания. В самых общих чертах внимание выражается в сосредоточении на том или ином внешнем объекте, в выделении этого объекта из окружающих предметов, в ясном и отчетливом его восприятии. Казалось бы, что внимание человека отличается теми же признаками, что и ориентировочный рефлекс животного: животные тоже выделяют определенные объекты из окружающей среды и воспринимают их ясно и отчетливо. Между тем внимание человека резко отличается от ориентировочного рефлекса животных прежде всего тем, что человек может сознательно направлять свое внимание на тот или другой предмет и удерживать его на нем. Эта способность сознательно управлять своим вниманием могла развиться у человека только в процессе труда: во время работы человек вынужден сознательно сосредоточивать свое внимание на объекте труда и на рабочих операциях и удерживать на них свое внимание так долго, как это необходимо для того, чтобы закончить работу.

Интеллектуальные процессы у человека расширялись и усложнялись вместе с усложнением трудовой деятельности, стали совершаться по предварительно продуманному плану. Знакомство с каменными орудиями, сохранившимися от доисторического человека, показывает, что их изготовление было сложной операцией. Это не было случайное раскалывание булыжника и отбор образовавшихся при этом наиболее острых осколков. Орудие изготовлялось в определенной связи с его назначением и способом употребления. Трудовые операции при изготовлении орудий не имели характера случайных действий, они совершались по плану, продиктованному мышлением человека.

Труд, связанный не только с применением, но и с изготовлением орудий, привел к дальнейшему развитию у человека способности мышления. В своих интеллектуальных действиях животное может отражать только самые элементарные связи, которые существуют между предметами, например пространственные отношения, то, что палка может удлинить лапу и позволить дотянуться до искомого предмета, и т. п. Но только человек, и притом только в процессе труда, открыл более существенные связи и причинные взаимоотношения, существующие между явлениями.

В процессе труда развились все психические процессы человека, приобретя особый, высший характер по сравнению с психикой животных.

Сознательные действия, выполняемые человеком в процессе труда, всегда сопровождаются большими или меньшими волевыми усилиями, которые затрачиваются на их выполнение, в то время как при рефлекторных или инстинктивных действиях такие усилия отсутствуют. Животное, действующее рефлекторно, не испытывает внутреннего чувства усилия, направленного на выполнение совершаемого действия: последние совершаются с той степенью затраты сил, которая диктуется обстоятельствами и характером внешнего раздражения. Это наблюдается и у человека при внезапных безусловных рефлексах. Например, поскользнувшись на льду и теряя равновесие, человек машинально, без всякого сознательного волевого усилия, делает резкие и довольно сильные движения, которые необходимы, чтобы сохранить равновесие. Когда же выполняется сознательное действие, в нем всегда имеют место элементы волевых усилий, направленных на преодоление тех или иных трудностей и препятствий; это является их отличительной чертой. Таким образом, труд содействовал также и формированию воли человека, придавая его деятельности целенаправленный характер и приучая к затрате необходимых усилий.

Источник: http://bat-x.ru

Опубликовано в рубрике Новости Метки:

Оставить комментарий:

 

Для того чтобы оставлять комментарии, необходимо Зарегистрироваться